Уже несколько лет подряд традиционным открытием сезоны «жидкой» воды у нас с супругой становится ловля уклейки с поплавком.
Правда, мы привыкли менять зимние снасти на поплавочные удочки не раньше третьей декады марта. А в этом году тёплая погода внесла свои коррективы, и поплавочный сезон мы открыли непривычно и неприлично рано – в самом начале первого весеннего месяца.
Что может быть проще ловли уклейки, особенно весной, когда эта бойкая рыбка голодна и активно набрасывается на любые предложенные ей наживки? Именно как простое и бесхитростное развлечение, которое помогает весело провести время и без труда переключиться с зимней на «летнюю» рыбалку, воспринимали ловлю уклейки и мы с Настей. Впрочем, простота и бесхитростность ничуть не умаляли достоинства такой спортивной и динамичной рыбалки, и всякий раз весной, отправляясь на ловлю уклейки, мы ждали это событие как настоящий праздник, радуясь обилию азартных поклевок, первому теплу и пробуждению природы после зимней спячки.
Однако в этот раз оказалось, что преждевременное и резко пришедшее тепло вовсе не обещает нам, что рыбалка будет простой и понятной, и ранней весной даже уклейка может быть весьма капризной, загадывая рыболову свои загадки.
В тот день начала марта на своём «секретном» уклеечном месте мы оказались в половине девятого утра.
Впрочем, никакого секрета из нашего места ловли мы вовсе и не делали, и даже «сдали» его нескольким друзьям, кто не гнушается поплавочной ловлей уклейки. Ведь не секрет, что не все рыболовы готовы уделять время этой рыбёшке, считая её недостаточно великой и желанной добычей. Но мы с супругой и многие наши знакомые рыболовы такое пренебрежительное отношение к уклейке категорически не разделяем, потому как считаем ее очень интересным объектом ловли и ценным уловом в кулинарном отношении. Ведь, как ни крути, большую рыбу ловить может каждый (при ее наличии в водоёме, естественно!), а вот ловля мелкой рыбёшки требует особого мастерства, быстрой реакции и крепких нервов. А уж о кулинарных достоинствах уклейки распространяться можно очень долго, ведь из этой замечательной жирной рыбки можно приготовить много разных блюд. Но наш «коронный» рецепт – это домашние шпроты, которые по вкусу оставляют далеко позади магазинный аналог!
Кстати, о премудростях ловли уклейки. Вроде бы, что хитрого? Взял удилище полегче, леску потоньше, поплавок соответствующей грузоподъемности и крючок миниатюрный. Прикормил место сыпучей прикормкой (а иногда можно вообще без прикормки обходиться), нацепил на крючок опарыша – и тягай серебристую мелкоту, пока не наскучит и не заноет рука от усталости!.. Но вот в прошлом году была картина: сидим мы с Настей на берегу, на солнышке греемся и уклейку полавливаем. Тут подкрадывается к нам рыбак и тоже рядом пристраивается. Раскладывает удочку, а на ней поплавок граммов пять, и крючок такого размера, каким живца на щуку под спинной плавник цепляют. В общем, насадил рыбак червя, да только уклейки, хоть и голодны, даже подплывать к крючку такого размера боятся. Тогда рыбак спросил у нас, на что мы ловим, и попросил пару личинок опарыша. Ну, мы не жадные, поделились. Нужно было видеть, как тот рыбак насаживал опарыша на свой огромный крючок. И смех, и грех, в общем… Так что уклейка, хоть и мелкая, а даётся не каждому.
В тот мартовский день, о котором начал я рассказывать немного выше, все условия сопутствовали удачному и приятному лову: температура воздуха к десяти градусам стремится, ветра нет, только солнце пока прячется за серой завесью облаков. Предыдущие дни тоже теплые и сухие стояли, и даже в лесу дороги успели высохнуть. Как обычно, в том месте, где в озеро впадает ручей, соединяющий его с соседним водоемом, с меляка в глубину стартовала стайка мелких рыбешек.
А значит, на удалении от берега и более осторожные товарищи плавают, те, что покрупнее. Собирают корм, который приносит стремительный ручей.
Рядом с этим ручьём и ловим мы уклейку каждую весну много лет подряд – место это практически безотказное. Вот и сегодня прикормили мы размоченным в воде белым хлебушком, и почти сразу заплясали на наших удочках легкие поплавки. Правда, клевали не вожделенные уклейки, а мелкие голавлики с указательный палец, на которых даже глядеть было совестно, а не то, что ловить. Причем эти жадюги хватали надетого на крючок опарыша и под самым берегом, и на расстоянии заброса пятиметровой удочкой, находя наживку на дне, в полводы и даже под самой поверхностью.
Такое положение нас совсем не устраивало, ведь мы приехали за уклейкой. А потому решили применить один секретный приём, который помогал раззадорить клев в прошлые годы. Для этого мы брали прочную палку, и, уйдя на десяток метров вверх по ручью, впадавшему в озеро, ковыряли донный грунт, взбаламучивая воду. Резвое течение тут же подхватывало эту муть и влекло её в озеро. Там поднятые частички земли сначала расплывались широким пятном, а потом медленно оседали на дно. А следом, глядишь, в этой рассеивающейся мути начинали копошиться уклейки, разыскивая корм и хватая подброшенного туда же опарыша на деликатной снасти.
Правда, способ такой, в прошлые годы работавший безотказно, в этот раз помог не сильно. Только двух или трех уклеек сумели мы поймать.
А после на крючок опять стали вешаться лишь голавлики. Стало ясно, что уклейка в месте ловли есть, и питаться, в принципе, она не против. Но вот активности пока не проявляет, будто ждет чего-то… Вот в такие моменты ловли всегда тянет порассуждать на философские темы. И я подумал, что рыбалка – это ведь, по сути, маленькая школа жизни, потому что учит двум самым главным вещам. Во-первых, она учит борьбе, когда рыболов подбирает прикормку и наживку, меняет места ловли и снасти и идет на многие другие ухищрения, лишь бы уговорить капризную рыбу на поклевку. Во-вторых, когда все попытки активизировать клев уже испробованы и не дают результатов, рыбалка учит второму, не менее важному свойству – смирению. Это когда понимаешь, что от тебя и твоих усилий практически ничего не зависит, и, мысленно смирившись с пролетом, все же продолжаешь ждать, тепля в душе надежду на оживление клева.
Вот и мы, так и не сумев раскормить уклейку, но при этом точно зная, что в месте ловли она есть, смирились в тем, что бойкая серебристая рыбешка не желает клевать. Смирились и привыкали к мысли, что первая рыбалка по открытой воде будет для нас пролетной. Но все же в глубине души надеялись, что уклейка расклюется, а потому не спешили уезжать домой, изредка снимая с крючков мелких голавликов и краснопёрок.
Температура воздуха тем временем поднималась все выше (как мы узнали потом, в день рыбалки она доходила до +15 градусов!). На короткое время даже выглянуло солнце, но вскоре снова спряталось за невесомой пеленой серых неподвижных облаков. Иногда поверхность озера рябил налетавший легкими порывами ветерок. И после одиннадцати часов начались поклевки уклейки. Сначала несмелые и редкие, они становились все увереннее и чаще.
И мы даже не заметили, как «уклеечный конвейер» заработал как ему и положено по весне: поклевки следовали без перерывов, и казалось, что за надетого на крючок опарыша уклейки устраивают настоящие бои!
Тогда мы с Настей радовались началу уклеечной активности и наслаждались азартной рыбалкой, не особо вдаваясь в причины полного отсутствия клева, а потом резкого его начала. Но уже дома, анализируя состоявшуюся рыбалку, я захотел разобраться в этом явлении. Ведь понятно было, что сигналом к началу клева для уклейки стало какое-то изменение, произошедшее в природе, но какое именно? Значительных перемен в погоде в течение дня не было, да и температура воздуха до +15 градусов поднималась не только в день рыбалки, но и накануне, атмосферное давление было ровным, не скакало. Единственное, что поменялось (по данным погодного сайта) – это температура воды в водоемах. Если накануне рыбалки она была плюс пять, то вечером, вернувшись с уловом домой и заглянув на тот же сайт, я узнал, что температура воды поднялась на градус.
Так может быть, именно прогрев воды и стал для уклейки тем условным сигналом, после которого она почувствовала себя комфортно и начала усиленно питаться? По крайней мере, других видимых причин для резкого оживления клева я не нашел.
Конечно, открытие это небольшое, но оно полезно хотя бы тем, что дает надежду на улов, даже если рыбалка не клеится с самого начала. Возможно, что нужно всего лишь подождать пару часов, и после прогрева воды у рыбы разительно изменится настроение и пищевое поведение.
Кстати, наша азартная весенняя рыбалка длилась с одиннадцати до половины четвертого дня, когда уклейка снова сбавила свою активность. Мы с Настей устраивали соревнования, складывая улов в разные ведра, а потом подсчитали результаты. Оказалось, что я поймал 155 рыбешек, а Настя – 197.
В общем, супруга меня опять обловила!