Начать свой рассказ о походе на рыбалку мне хотелось бы с устоявшегося мнения рыболовов, что самые благоприятные и результативные для рыбалки времена года – Весна и Лето. В данное время рыба активно кормится, так как набирает силы после нереста. С талыми водами в реку или озеро попадают различные микроорганизмы, личинки, насекомые, остатки от продуктов питания человека, которыми непосредственно кормится рыба. Вот и я не обделил вниманием эти чудесные времена года и отправился на рыбалку.
Ранее утро начала июня. Начало Лета. Вода в реках и озерах еще не просветлела от весеннего половодья. Надо сказать, что когда вода еще мутная, рыба активно ищет в этой «мути» какой – либо корм.
С вечера я собрал все свои снасти и привязал их к велосипеду. Как всегда бывает, за работой день быстро кончается, вот и подошел к концу день подготовки к рыбалке. Остаток этого вечера я решил посвятить книге Тургенева «Записки охотника», к слову, моей любимой книге. Также в моей библиотеке есть книги замечательных охотников и рыболовов к примеру, Сабанеева и Аксакова, ну и одного из зарубежных писателей – Эрнеста Хемингуэя. Я считаю, что при прочтении произведений этих авторов можно почерпнуть много интересного: как охотились, как рыбачили – наши предшественники. Лично я узнал из этих книг о способах привязывания лески к крючку, о способе прикармливания рыбы и зверя, о способе изготовления «скрадка» для охоты и о многом другом.
Я считаю, что для получения полного удовольствия от прочтения книги, можно совместить, по возможности, прочтение с питьем травяного чая с медом и лимоном в уличной беседке теплым летним вечером. Уж очень это умиротворенно. Так и проходят мои летние вечера.
Постепенно наступила ночь. Я лег спать. Но в искушении азарта предстоящей рыбалки долго поспать мне не удалось. Встал я в три часа ночи. Заварил чай в термосе, собрал небольшой «туристический» паек и уставился в окно в ожидании рассвета. Вот забрезжил на Востоке рассвет. Звезды на небе постепенно затухали, луна начала тускнеть и в конце концов пропала.
Я вскинул рюкзак на плечи, сел на велосипед и двинулся в сторону одной из самых крупных рек нашей Оренбургской области, и самой крупной рекой моей малой родины – города Бузулука и Бузулукского района, реки Самары. Как же хорошо ехать по городу в раннее утро. Ни одной живой души. Видно я один в такую рань, одушевленный рыбалкой, мчусь к реке. Скорее всего, быть рыбаком или охотником – это болезнь, да и к тому же неизлечимая. Я выехал на малый мост через реку Самару. Остановился перевести дух, взглянул под мост. Я поразился красотой вырывающихся из под свай моста «бурунов» и водоворотов, складывается ощущение, что они живут своей жизнью, постепенно растворяясь в течении. Такие моменты говорят о том, что все в нашем мире живет и умирает. И пусть даже вода - это неодушевленный предмет, зато главный источник жизни. Я считаю, что надо быть эстетом и видеть красоту во всем. В эти «буруны» постоянно впрыгивал Голавль, к слову, один из хищных обитателей данной реки. «Мальки» рыб, потерявшие ориентацию в бурном потоке воды, попадают под непоколебимый прицел голавля. Голавль – на вид не особо красивого окраса, выделяются лишь огненно – красные плавники по краям обведенные черной полосой, но зато, он имеет достаточно длинное и узкое обтекаемое тело, что позволяет ему маневрировать на течении. По вкусовым качествам Голавль не очень хорош. Уж больно много в нем костей. Пригоден он лишь только для копчения. Поэтому, налюбовавшись, я двинулся к «своему» проверенному месту. На яму. У местных рыболовов она называется «Красная глинка». Там летом скапливается «белая» рыба. «Белой» она является потому, что, во – первых, она мирная, то есть не хищная, а во – вторых, потому что мясо у неё белого цвета. В реке обитают следующие виды «белой» рыбы: Лещ, Плотва (уж очень я не люблю это научное модернизированное название, мне больше по душе тот вариант, как называл дед по старинке – Сорожка), Синец, Сопа, Язь, Красноперка, Подуст, Быстрянка, Елец, вездесущая и надоедливая Уклейка (в народе – Сигушка), Пескарь, Вьюн, Бычок, Вобла, Густера, Карась, Сазан.
Вот я и въехал в лесополосу. Увидел тоненькую пешеходную дорожку, словно «козья тропка», она тянулась к моему заветному месту. Как же шикарно в лесу с утра. Поют соловьи, с рук стекают капли росы, от периодического задевания кустов и листвы деревьев, где – то вдалеке неожиданно раздастся крик самца Косули, поднимающийся от воды пар, и тянущийся откуда – то издалека запах костра – все это составляющее приятного провождения времени.
Через кусты стали виднеться тихая гладь утренней реки и песчано-глиняный берег. Скажу честно, чем ближе к месту рыбалки, тем больше и больше разгорается азарт души рыболова. Вот я и прибыл. В первую очередь, разложившись, я замешал прикормочную смесь. Я решил сравнить покупную прикормку из магазина и самодельную «дедовскую». За этим занятием прошло немного времени. Внутри уже не терпелось закинуть в реку удочки. Снасти, на которые я рыбачил, называются: обыкновенная донка с кормушкой (тяжелая кормушка, набитая кормом, располагается на дне, а чуть ниже по леске два крючка), проводочная поплавочная удочка (проводочная – рыбалка происходит на течении, и насадка «тащится» по дну). Все готово.
Я снарядил первую удочку опарышем (личинка мухи, пользующаяся большим спросом у рыбы) и червяком. «Ну, с богом!» - сказал я, плюнув на червя по старой рыбацкой традиции. Закрепив на конце удочки колокольчик, как сигнализатор поклевки, принялся снаряжать другую удочку. Насадил червя и закинул в реку. Совсем забыл, что у меня в рыбацкой сумке ещё остались дедовы сеточки. Сеточки – это никак не браконьерская снасть, это специальный «проячеянный» мешочек для прикорма, который «битком» набивается прикормом и заносится в воду на нужную глубину. Так я и сделал. Уже по первой проводке я понял, что первым на прикорм подошел пескарь. Он давал о себе знать неловкими подергиваниями червяка. Он не мог схватиться за крючок, так как тот был для него слишком велик. Вдруг я услышал позвякивания колокольчика на другой удочке, быстро к ней переместился и, как будто статуя, замер около рукоятки, приготовившись подсечь рыбу. Я выждал и подсек. Что – то не очень крупное «трепыхалось» на другом конце лески. Это непередаваемые ощущения. Даже оттого что рыба попалась, в общем то, не такая, какую хотелось бы поймать, ты все равно испытываешь моральное удовольствие от поклевки, вываживания рыбы. Моей первой сегодняшней рыбкой оказалась Сорожка размером с ладошку. Долго не думая, я определил её в садок и принялся рыбачить дальше. Пришло время попробовать половить на проводочную удочку. С первой же проводки поплавок резко пошел под воду, я про себя подумал: «Может быть обо что – то зацепил?». Нет, когда подсек, понял, что на крючке была рыба. Я удивился, потому что кто – то на крючке оказывал мне сопротивление, причем не слабое. Минут пять я с «боролся» с этой рыбой и в все же вытащил её на берег. Это оказался неплохой Подуст. (Подустом он зовется потому, что у него особое строение ротового аппарата. Верхняя губа у него не работает вообще, и ротовое отверстие расположено под головой ближе к носу.
Погордившись, я отправил его в садок. Время уже подходило к 6 утра. Следует заметить, что крупная рыба клюет только рано утром и вечером, лучше всего в сумерках. Более всего я ловлю рыбу в раннее утро. Немного погодя, клев активизировался, и рыба начала клевать словно «как из пулемета». Только успевай закидывать. Я заметил такую закономерность, как только где – то поблизости «стукнет» хвостом Жерех, крупная рыба сразу бросает клевать и куда – то пропадает. На прикормочном «столе» остается «ладошечная» мелочь. Попадаются мелкие Ельцы, Сорожки, Подлещики.
Но их я отпускаю, в надежде на то, что когда – нибудь они вырастут до приличных размеров, и снова клюнут на мою удочку. Вдруг неожиданно раздался сильный звон колокольчика. Я, как будто обезумевший, подбежал к удочке и подсек. Кто- то очень большой тянул леску куда – то вглубь по течению, то я его подтащу к берегу, то он разматывает леску и отплывает. Постепенно он устал, и я, ощущая тягость в удочке, начал подводить его к берегу. Увидев, что это огромный Лещ, я бросил удочку на берег и пошел в воду, чтобы он не «сошел», и я взял его руками. Я обхватил его головную часть и аккуратно уложил на прибрежный песок. Незамедлительно вынул крючок и отправил его в садок. За душу брала несоизмеримая гордость от того, что в садке «барахтается» такая «сковородка». Руки и ноги тряслись еще несколько минут. Крупный Лещ в нашей Самаре не частый гость. В основном обитает Подлещик. В голове я уже представлял, как я приду домой и буду хвастаться уловом. Тем временем все выше и выше поднималось солнце. Клев затихал. И у меня время от времени появлялась минутка, чтобы насладиться природой.
Оглянувшись по сторонам, я обомлел от ужаса. В кустах бесхозно лежали бутылки, склянки, жестяные банки и прочий мусор. Всему этому виной люди. Так уж заведено в моей семье: у природы забирать, и потом отдавать ей должное. Я привык постоянно возить с собой мусорные мешки и увозить их полные до ближайшего ящика для мусора. От того что я убрал малую часть этого мусора, мне хуже не стало, а вот природе стало посвободнее. В голове постоянно мелькает вопрос: «А зачем люди разводят эту грязь на природе?». Мне кажется, что это «злой рок» человечества нашей современности. Люди избалованы тем, что им все это безнаказанно. Я не один такой, кто возмущен этим. Я всегда призываю к уборке природы от «человеческого следа», но особо – то не вижу, чтобы кто – то реагировал. Лишь раз в год у нас проводится акция «Чистые берега». И молодежь, которой не безразлично дальнейшее свое существование в чистой природе, выходит к берегам рек и озер, и начинает очищать их акваторию. Надо посмотреть правде в глаза, нас, такой сочувствующей природе молодежи, очень мало, и мы не сможем очистить всю природу. Я считаю, что здесь следует уже заручаться поддержкой вышестоящих инстанций. Природа – наш дом, в котором мы должны соблюдать чистоту и порядок.
Вот и настал тот момент, когда клев крупной рыбы прекратился, и меня начала донимать мелкая рыбешка. Я сложил снасти, собрал весь оставленный мной мусор (совместно с чужим) и двинулся обратно в сторону моста. Закралась мысль о том, что можно попытаться поймать Жереха с моста на струе. Приостановил велосипед около опоры и пошел искать поляны, чтобы наловить кузнечиков. Наткнулся на цветочную поляну под лесом. С неё так не хотелось уходить. Там было такое чудесное сочетание запахов, что захватывало дух. Цвет Липы, цвет Одуванчиков, цветущая земляника, цвет Чабреца и других лекарственных трав. Хочется просто упасть в эти травы и наслаждаться. Невольно, прожужжав крыльями, пролетит над головой стрекоза. Где – то в траве, заволновавшись, что я приближусь к птенцам, засвистит периодически мать Куропатка. И ведь такая красота есть лишь только у нас в России! Такая красота просто неповторима! Но Жерех меня не ждет. С трудом покинув это место, я отправился к мосту.
Насадил Кузнеца на крючок, пустил его по течению. Как только он шевельнулся около коряги на мели, Жерех яростно его атаковал. Пусть он оказался и не крупный, но зато радости доставил. Положив его в садок, я сел не велосипед и двинулся домой. Теперь не скоро снова поеду на рыбалку. То некогда, то обстоятельства, то еще что – либо не позволит уехать на рыбалку. Раньше, когда был жив дед, мы почти каждый день были на рыбалке. Никогда не забуду те моменты. Было все. Дед показывал мне то, к чему нужно быть готовым в жизни. К примеру, к спусканию лодки на воде, к застреванию машины в грязи, к разведению костра. С моим дедом не пропадешь. О нем у меня только воспоминания.
Так и прошла моя рыбалка. Пусть трудовая, но зато очень насыщенная. И мой труд по производству прикорма, мои упорство и настойчивость, терпение – вознаградили меня хорошим, двухкилограммовым Лещом. Ведь не зря существует пословица: «Без труда – не вытащишь и рыбку из пруда».